000779
54 является беспомощность пациента, лишившегося в силу обстоятельств социальной поддержки (нужен опекун или определение в дом-интернат). Кроме того, иногда возникает необходимость в проведении таким пациентам стационарной экспертизы. В результате военно-врачебной экспертизы определяется негодность к службе в во- оруженных силах. Судебно-психиатрические эксперты могут определить при легкой умственной отсталости полную или ограниченную вменяемость пациента. В резуль- тате медико-социальной экспертизы, как правило, назначается 3 группа инвалидности при легкой умственной отсталости, в остальных случаях 1 или 2 группа пожизненно. Отметим, что при умственной отсталости речь идет, скорее, не о реабилитационных, а об абилитационных мероприятиях. У пациентов мы изначально проводим не вос- становление (реабилитацию), а лишь абилитационные мероприятия, то есть работаем с уже имеющимся дефектом. Успех абилитационных мероприятий зависит, конечно, от степени выраженности умственной отсталости, а также сопутствующих психопато- логических или неврологических расстройств, которые могут осложнять абилитацию. Абилитационные мероприятия врач проводит вместе с педагогом-дефектологом. Дефектология – это психолого-педагогическая дисциплина, предметом изучения ко- торой являются закономерности развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Врач и педагог-дефектолог вырабатывают общую программу педагогических занятий и лечебных мероприятий. В процессе совместно проводимого обследования ребенка выявляют его потенциальные возмож- ности. Врач и педагог-дефектолог прогнозируют конечный результат педагогических и лечебных воздействий, совместно определяют тактику лечения и дозировку занятий. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте понятие интеллекта, расскажите об его основных составляющих. 2. Какие есть способы выявления расстройств интеллекта, типичные задания, используемые в экспертной практике. 3. Определите, что такое деменция. Укажите клинические варианты приобре- тенного слабоумия, их дифференциально-диагностическое значение. 4. Дайте развернутое определение умственной отсталости. 5. Укажите основные этиологические факторы олигофрении. 6. Назовите основные экзогенные формы олигофрении. 7. Перечислите основные хромосомные формы умственной отсталости. 8. Перечислите основные генетические формы умственной отсталости. 9. Охарактеризуйте легкую умственную отсталость (дебильность). 10. Опишите особенности умеренной умственной отсталости (имбецильности). 11. Перечислите отличия умеренной умственной отсталости (имбецильности) от тяжелой умственной отсталости (идиотии). 12. Проведите дифференциальную диагностику олигофрении и деменции. 13. Проведите дифференциальную диагностику умственной отсталости с за- держкой психического развития. 14. В чем заключается проблема социально-трудовой адаптации при умственной отсталости? 15. Назовите методы врачебной и социальной помощи при умственной отсталости.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy