000779
4 Кроме «специфических» функций интеллекта при его исследовании необходимо оценивать память, внимание, умственную работоспособность испытуемого, запас его знаний и умений (школьных, общежитейских и профессиональных). В усло- виях современного психиатрического учреждения наиболее полная и подробная экспертиза мнестико-интеллектуальных способностей проводится медицинским психологом. 2.3. ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КОЭФФИЦИЕНТЕ В связи с введением в начале 1900‑х гг. во Франции обязательного школьного об- разования, Лаборатория экспериментальной психологии Парижского университета (заведующий – Альфред Бине и сотрудник теодор Симон) получила задание разра- ботать методику, которая позволила бы выявить детей не способных к школьному обучению. В 1905 г. была создана первая «шкала умственного развития Бине-Симона». На основании этой шкалы австрийский психолог Вильгельм Штерн в 1912 г. пред- ложил определять т.н. коэффициент интеллекта – IQ . Современные тесты на коэффициент интеллекта сконструированы так, что их средний показатель IQ находится между 90 и 110. В сторону убывания – от 70 баллов и меньше – располагаются разные степени умственной отсталости. Максимально возможный IQ – 160. Тесты рассчитаны на разные возрастные группы и показывают то развитие ин- теллекта, которое соответствует возрасту. Единого стандартного теста на IQ – нет. Наиболее популярными являются тесты Кеттлера, т Амтхауэра, Равена, Векслера и Айзенка. Считается, что показатель IQ отражает скорее не уровень интеллекта, а степень приобщенности каждого человека к культуре и является отражением предшествую- щей подготовки и обучения. 2.4. КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Предполагается, что тесты на IQ оценивают только «когнитивный интеллект», не затрагивая «эмоциональный интеллект». Поясним, что когнитивный интеллект – это способность обрабатывать информацию, включающую в себя познавательные процессы. Когнитивный интеллект оперирует такими функциями, как мышление, воображение, внимание, память и речь. Понятие «эмоциональный интеллект» возникло в 1990 году. Его ввели аме- риканские психологи Джон Мэйер и Питер Саловей. Термин же «Коэффициент эмоциональности ( emotional quotinent / EQ ) появился пятью годами ранее в работах израильского физиолога Рувена Бар-Она. Эмоциональный интеллект соотносится не с познавательной, а с эмоционально-волевой сферой, и представляет собой способность распознавать и понимать эмоции, намерения, мотивацию, желания (свои и других людей) и, соответственно, управлять этим. Хороший эмоциональ- ный интеллект необходим представителям широкого спектра профессий, в рамках которых необходимо общаться с людьми (юридические, страховые, банковские, маркетинговые, рекламные услуги, туризм, гостиничный сервис, образование, продажи и многие другие).
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy